Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.12.2016 N Ф01-5604/2016 по делу N А79-787/2016
Требование: О признании незаконным отказа Управления Росреестра в регистрации права общей долевой собственности на единое землепользование.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что сельскохозяйственный кооператив не представил документы, устанавливающие наличие права на имущество.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку право на единое землепользование было предоставлено правопредшественнику кооператива в установленном ранее действовавшим законодательством порядке для осуществления производственной деятельности и поскольку кооператив пользовался участком с момента своей организации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2016 г. по делу в„– А79-787/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2016.
Полный текст постановления изготовлен 29.12.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителей
от сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский": Васильева С.А.
(доверенность от 24.02.2016), Андреевой Е.А. (доверенность от 27.05.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии:
Иголкиной Н.В. (доверенность от 11.10.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.04.2016,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу в„– А79-787/2016
по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский"
(ИНН: 2116520066, ОГРН: 1022102429271)
о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии
от 09.11.2015 в„– 001/024/2015-2513
и

установил:

сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 09.11.2015 в„– 001/024/2015-2513.
Заявленные требования основаны на статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Кооператив, как собственник имущества, имеет право на доли в праве общей долевой собственности.
Решением от 20.04.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии заявленные требования удовлетворил.
Суды пришли к выводу о том, что Кооператив представил доказательства, подтверждающие наличие прав на недвижимое имущество и, как собственник имущества, имеет право на доли в праве общей долевой собственности.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, Кооператив не представил доказательств наличия права на регистрацию 900/1319 доли в праве общей собственности на земельный участок.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители Кооператива в судебном заседании возразили против жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Кооператив 28.09.2015 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на 900/1309 долей в праве на единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488, расположенное по адресу: Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение.
Сообщением от 09.11.2015 в„– 001/024/2015-2513 Управление уведомило Кооператив об отказе в государственной регистрации права общей долевой (900/1309 доли в праве) собственности Кооператива на единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488. Отказ мотивирован тем, что Кооператив не представил документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество.
Не согласившись с отказом, Кооператив обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его незаконным.
Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Частью 2 указанной статьи закреплен запрет истребовать у заявителя дополнительные документы, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно приказу по Министерству сельского хозяйства Чувашской АССР от 29.12.1976 был организован специализированный совхоз "XXV съезд КПСС" Чебоксарского района по производству овощей и молока на мелиорированных землях.
Конференцией трудового коллектива совхоза "XXV съезд КПСС" 05.12.1992 было принято решение о преобразовании совхоза в СХКП "Атлашевский".
Постановлением главы администрации Чебоксарского района ЧР от 17.12.1992 в„– 650 Кооператив зарегистрирован как правопреемник имущественных прав и обязанностей предприятия, на базе которого он создан. Этим же постановлением в коллективно-долевую собственность членов Кооператива предоставлен земельный участок площадью 3437 гектаров, в том числе 2922 гектара пашни, 200 гектар сенокосов, 206 гектар пастбищ, 109 гектар неделимого фонда и в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 2256,56 гектара земель, в том числе: пашни - 912,14 гектара, сенокосов - 687,93 гектара, пастбищ - 45,94 гектара, лесов и кустарников - 146,15 гектара, других земель - 464,40 гектара; Кооперативу выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей в„– ЧР-21-00-000008.
Реорганизация колхозов и совхозов в 1992 - 1993 году производилась на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 в„– 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", которыми в гражданский оборот включены земли сельскохозяйственного назначения.
Указ от 27.12.1991 в„– 323 обязал местные администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю (земельные доли).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 в„– 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" было установлено, что совхозы и колхозы в срок до 01.01.1993 обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В пункте 10 названного постановления предусматривалось, что владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 в„– 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" момент возникновения права собственности на земельный участок (земельную долю) определялся датой принятия органом местного самоуправления решения о передаче земель в общую долевую собственность участков сельскохозяйственных организаций.
При этом оборотоспособность земельных долей в составе земель сельскохозяйственного назначения являлась ограниченной.
У собственников земель, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, реорганизация которых проведена по особым условиям, предусмотренным пунктами 20 - 23 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 в„– 708 (далее - Положение в„– 708), а также сельскохозяйственных организаций, производственная деятельность которых целесообразна как единое целое без выделения земельных долей и имущественных паев, могла иметь место только регистрация права общей собственности.
При выходе из состава таких организаций собственники земельных долей имели право только на денежную компенсацию без выдела земельной доли.
В соответствии с пунктом 9 Положения в„– 708 трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 в„– 213.
В силу пункта 16 Положения в„– 708 владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их только следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Согласно пункту 18 Положения в„– 708 особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, включенных в настоящий раздел, установлены в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.
В силу пункта 22 Положения в„– 708 специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
Согласно Перечню сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 в„– 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", утвержденному постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 24.04.1992 в„– 129, специализированный овощеводческий совхоз с мелиоративной системой "XXV съезд КПСС" Чебоксарского района подлежал реорганизации в особом порядке с условием сохранения сложившейся специализации производства.
В отсутствие факта создания крестьянского (фермерского) хозяйства, продажи или сдачи в аренду доли другим владельцам долей (паев) единственным законным способом распоряжения земельной долей является внесение ее в качестве взноса в создаваемый кооператив.
В соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", действовавшего на момент создания СХК "Атлашевский", сельскохозяйственные кооперативы обладают правом собственности на земельные доли, переданные им в качестве вкладов или иных взносов его участниками.
Момент возникновения права собственности на имущество у юридических лиц по действовавшему законодательству определялся датой регистрации их учредительных документов, а заявитель как сельскохозяйственный производственный кооператив не мог быть образован без создания паевого фонда за счет учредительных взносов его участников, в том числе земельными долями.
В пункте 3 раздела 5 Рекомендаций Минсельхоза Российской Федерации от 14.01.1992 по реорганизации колхозов и совхозов было разъяснено, что имущество производственного кооператива складывается из вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов. Неделимые фонды являются общей совместной собственностью членов кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал находится в коллективно-долевой собственности; в соответствии с уставом кооператива паи (вступительный и приращенный) может выдаваться выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.
В соответствии с Уставом Кооператива член Кооператива обязан, в том числе внести земельную долю в земельную часть паевого фонда Кооператива в размере 2,21 гектара (пункт 3.16). В паевый фонд Кооператива входят земельные доли его членов. Размер земельной части паевого фонда в натуральной форме составляет 2914,99 гектара, в стоимостном выражении 12 097 000 рублей. Оценочная стоимость земельной доли в размере 2,21 гектара составляет 9171 рубль 35 копеек (пункт 5.12). Земля, используемая Кооперативом, принадлежит Кооперативу на праве собственности (пункт 5.13 Устава).
В учредительных документах Кооператива отсутствует оговорка о передаче участников коллективно-долевой собственности прав пользования земельными долями.
Из кадастровой выписки от 06.07.2012 о земельном участке с кадастровым номером 21:21:000000:488 (сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 14.12.1993) видно, что земельный участок представляет собой единое землепользование с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства и находится в пользовании кооператива. Указанным земельным участком с момента своей организации пользовался Кооператив, как самостоятельный хозяйствующий субъект.
В постановлении главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.12.1992 в„– 650 о регистрации Кооператива первоначально было указано о предоставлении части земель в коллективно-долевую собственность членов Кооператива, а в изданном затем постановлении главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 14.12.1993 в„– 504, на основании которого Кооператив получил государственный акт, указывалось о предоставлении части земель в коллективно-долевую собственность уже непосредственно Кооператива, в связи с чем при реорганизации совхоза "XXV съезд КПСС" по решению трудового коллектива полагавшиеся работникам совхоза земельные доли переданы в паевой фонд создаваемого Кооператива, который находился в коллективно-долевой собственности его членов.
Кооператив является правопреемником совхоза "XXV съезд КПСС" и СХПК "Атлашевский".
Из решения конференции трудового коллектива совхоза "XXV съезд КПСС" от 05.12.1992 следует, что делегаты конференции единогласно проголосовали за передачу находящихся в пользовании совхоза земельных угодий площадью 5174 гектара в коллективно-долевую собственность СХПК "Атлашевский", никто из работников совхоза не изъявил желание выделить полагавшуюся земельную долю в натуре для образования фермерского хозяйства, продать ее либо сдать в аренду.
При проведении реорганизации совхоза "XXV съезд КПСС" был определен круг лиц, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельные доли, также утвержден был список граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельной доли, в количестве 1319 человек.
Реализовав право выбора формы собственности на землю, бывшие члены совхоза "XXV съезд КПСС" на конференции 05.12.1992 приняли решение о преобразовании совхоза в СХПК "Атлашевский", а также утвердили Устав кооператива, тем самым распорядившись своими земельными паями.
В рассмотренном случае государственная регистрация права общей долевой (900/1309 доли в праве) собственности Кооператива на единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488, как на переданное ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, не может служить основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку Кооператив в качестве собственника своего имущества имеет право на доли в праве общей долевой собственности.
Аргумент заявителя о том, что Кооператив не представил доказательств наличия права на регистрацию 900/1319 доли в праве общей собственности на земельный участок, является несостоятельным, поскольку спорное единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488 было предоставлено его правопредшественнику в установленным ранее действовавшим законодательством порядке для осуществления производственной деятельности (государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей в„– ЧР-21-00-000008).
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем они сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств.
Материалы дела исследованы судом округа полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.04.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу в„– А79-787/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ЧЕРНЫШОВ

Судьи
С.В.БАБАЕВ
О.Н.ГОЛУБЕВА


------------------------------------------------------------------