Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2016 N Ф01-6078/2015 по делу N А11-5761/2015
Требование: О признании недействительным постановления администрации субъекта РФ о досрочном прекращении права общества на пользование участком недр.
Обстоятельства: Общество заявило, что администрация не имела полномочий на досрочное прекращение его права, поскольку условия лицензии оно не нарушало, а спорный участок не является участком недр местного значения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как подтверждено, что общество нарушило существенные условия лицензии и в установленный срок не устранило нарушения, наличие у администрации необходимых полномочий доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Владимирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу в„– А11-5761/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Силакова А.В., директора (решение от 31.01.2014),
Бардакова А.Ю. (доверенность от 04.08.2015), Свободиной Н.М.
(доверенность от 22.12.2015 в„– 353/1)
от заинтересованного лица: Морозовой О.В. (доверенность от 23.09.2013 в„– 01/02-02),
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации
Владимирской области: Петровой Е.И. (доверенность от 05.02.2013 в„– ДПП-07-16),
от общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОРЕСУРС":
Головкина Р.В. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.09.2015,
принятое судьей Новиковой Л.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
по делу в„– А11-5761/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест"
(ИНН: 3301024963, ОГРН: 1093339000391)
о признании недействительным постановления администрации Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОРЕСУРС",
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Владимирской области (далее - Администрация) от 23.04.2015 в„– 384 "О досрочном прекращении права пользования ООО "Центрстройинвест" участком недр "Астафьево" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе" (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОРЕСУРС" (далее - ООО "ТЕХНОРЕСУРС").
Суд решением от 07.09.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Закон Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Закон Владимирской области от 10.07.2002 в„– 65-ОЗ "О порядке предоставления и порядке пользования участками недр местного значения на территории Владимирской области" (далее - Закон в„– 65-ОЗ), Положение о порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденное постановлением губернатора Владимирской области от 11.03.2009 в„– 181 "О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения" (далее - Положение в„– 181), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, Администрация не имела полномочий по решению вопроса о прекращении права пользования недрами, поскольку спорный участок не отнесен к участкам недр местного значения и не включен в соответствующий перечень таких участков; споры о прекращении права пользования участком недр рассматриваются исключительно в судебном порядке; Общество не нарушило условия лицензии. Разрешая спор, суды неправомерно не привлекли к участию в деле Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), чьи интересы затронули оспариваемые судебные акты.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Администрация, Департамент и ООО "Техноресурс" в отзывах и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как видно из представленных в дело документов, Департамент издал приказ от 10.07.2009 в„– 80/01-08 о проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на перспективном участке недр "Астафьево" в Александровском районе Владимирской области.
Приложением в„– 2 к приказу утверждены Условия проведения открытого аукциона (далее - Условия), в соответствии с пунктом 5.5 которых победитель аукциона обязуется в срок до конца 2012 года разместить на базе месторождения "Астафьево" производство по переработке заявленного объема добываемого полезного ископаемого в конечную товарную продукцию (бетон и изделия из бетона).
Основные условия пользования недрами подлежат включению в лицензию на право пользования недрами и признаются существенными условиями пользования недрами; участие претендентов в аукционе означает признание ими основных условий пользования лицензионным участком и согласие на их включение в лицензию в качестве основных условий (пункты 5.7 и 5.8 Условий).
Результаты проведенного аукциона утверждены приказом Департамента от 01.09.2009 в„– 100/01-08.
В соответствии с Законом в„– 65-ОЗ и на основании протокола заседания аукционной комиссии от 01.09.2009 в„– 01 по итогам аукциона постановлением губернатора Владимирской области от 17.09.2009 в„– 761 Обществу предоставлено право пользования участком недр "Астафьево" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе Владимирской области сроком на 25 лет.
На основании указанного постановления Департамент 22.09.2009 выдал Обществу лицензию серии ВЛМ в„– 80103 ТП на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке недр "Астафьево", расположенном в 0,5 км юго-западнее д. Николаевка Александровского района Владимирской области, сроком действия до 17.09.2034.
Лицензионные условия (соглашения) являются неотъемлемой частью настоящей лицензии (приложение к лицензии).
Согласно пункту 8.2 лицензионных условий (соглашения) недропользователь обязан в том числе ежегодно представлять в срок до 05 февраля в Департамент информационный отчет о выполнении условий пользования недрами по данной лицензии за прошедший год.
В силу пункта 9.2 лицензионных условий (соглашения) недропользователь обязан осуществить на базе месторождения "Астафьево" строительство и ввести в эксплуатацию завод по производству изделий из ячеистого бетона мощностью 300 тыс. куб. м в год в срок до 2012 года.
Раздел 9 лицензионных условий (соглашения), в котором содержится указанное условие, признан сторонами существенным условием недропользования, невыполнение которого является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке (пункт 9.6 лицензионных условий (соглашения).
Общество обратилось в Департамент с письмом от 26.01.2011 в„– 115/1 о продлении срока строительства и введения в эксплуатацию завода до 2014 года.
Решением Департамента от 03.02.2011 установлен новый срок исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 9.2 лицензионных условий (соглашения), - 2014 год.
Департамент уведомил Общество (письмо от 31.12.2014 в„– ДПП-4380-05-06) об отсутствии по состоянию на 31.12.2014 сведений о строительстве завода и непредставлении соответствующих документов. В уведомлении Департамент указал на то, что в случае невыполнения лицензионных условий и неустранения допущенных нарушений по истечении трех месяцев со дня получения уведомления, право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Общество не устранило лицензионные нарушения, поэтому Администрация в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, Законом в„– 65-ОЗ, Постановлением в„– 181 приняла постановление от 23.04.2015 в„– 384 о досрочном прекращении права пользования Обществом участком недр "Астафьево" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе; о признании утратившим силу постановления губернатора Владимирской области от 17.09.2009 в„– 761.
Общество не согласилось с постановлением Администрации от 23.04.2015 в„– 384 о досрочном прекращении права пользования недрами и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198 и 200 Кодекса, Гражданским кодексом Российской Федерации, статьями 2.3, 4, 12, 16, 18, 20 и 21 Закона о недрах, Законом в„– 65-ОЗ, Положением в„– 181, Положением о порядке проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, на территории Владимирской области, утвержденным постановлениями губернатора Владимирской области от 14.05.2009 в„– 396 (далее - Положение в„– 396), суд первой инстанции пришел к выводам о нарушении Обществом существенных условий лицензионных условий (соглашений); о наличии у Администрации полномочий по досрочному прекращению права пользования недрами, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционный инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона о недрах).
В силу статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (статья 4 Закона о недрах); песчано-гравийные породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым (статья 1 Закона в„– 65-ОЗ).
В статье 18 Закона о недрах определено, что порядок предоставления недр для геологического изучения, для разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах).
Из изложенного следует, что установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Владимирской области такой порядок был установлен Законом в„– 65-ОЗ, Положением в„– 181.
Согласно статье 5 Закона в„– 65-ОЗ участки недр местного значения предоставляются на основе аукциона или без проведения такового.
Департамент (входит в структуру Администрации) определен организатором аукционов на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, и органом, уполномоченным оформлять, переоформлять, выдавать лицензии на пользование участками недр местного значения, производить их государственную регистрацию, хранение и учет (Положение в„– 396, Положение в„– 181).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона в„– 65-ОЗ, пунктом 2.1 Положения в„– 181 основанием возникновения права пользования участком недр является постановление Администрации.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр (статья 11 Закона о недрах).
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В этом случае решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (статья 21 Закона о недрах).
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его, в том числе, в судебном порядке (статья 20 Закона о недрах).
Как видно из материалов дела и установили суды, постановлением губернатора Владимирской области от 17.09.2009 в„– 761 Обществу по итогам открытого аукциона было предоставлено право пользования спорным участком недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород.
На основании указанного постановления Департамент оформил Обществу лицензию на пользование участком недр серии ВЛМ в„– 80103 ТР от 22.09.2009 сроком до 17.09.2034.
Суды установили, что Общество нарушило существенные условия лицензионного соглашения, о чем было уведомлено письмом от 31.12.2014 в„– ДПП-44380-05-06, однако в установленный срок выявленные нарушения не устранило. Направление уведомления Департаментом не противоречит Закону о недрах. Факт получения уведомления подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о соблюдении его прав в рассматриваемой процедуре.
Ссылка заявителя на заключение ОАО "Геолэкспертиза" и ответ Торгово-промышленной палаты в подтверждение соблюдения лицензионных условий отклоняется, поскольку направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали на наличие у Администрации предусмотренных законом оснований для досрочного прекращения права пользования Обществом недрами (постановление от 23.04.2015 в„– 384).
Довод заявителя о том, что Администрация не является органом, предоставившим лицензию (лицензию выдал Департамент), и, поэтому не обладает полномочиями на принятие решения о досрочном прекращении права пользования участком недр, суды обоснованно отклонили.
Из положений статей 10.1, 11 Закона о недрах следует, что основанием возникновения права пользования участком недр местного значения является принятое решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении данного права.
Следовательно, прекращает право пользования участком недр тот же орган, который предоставил это право. Лицензия оформляет данное право и является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр, содержащим условия использования этого права.
В рассматриваемом случае именно Администрация постановлением от 17.09.2009 в„– 761 предоставила Обществу право пользования участком недр, что предусмотрено Законом о недрах, Законом в„– 65-ОЗ и Положением в„– 181. На Департамент (структурное подразделение Администрации) пунктом 2 указанного постановления возложена обязанность по оформлению Обществу лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, как верно указали суды, принятие Администрацией оспариваемого постановления о досрочном прекращении предоставленного права не противоречит действующему законодательству. Нарушений порядка прекращения права пользования недрами суды не выявили.
Суды установили, что условие, изложенное в пункте 9.2 лицензионных соглашений, не противоречит Закону о недрах (статья 15), было направлено на обеспечение социальных интересов (создание рабочих мест, создание рынка продукции российского производства, пополнение местного бюджета). В связи с этим стороны признали данное условие существенным условием пользования недрами, невыполнение которого может служить основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Указанное условие являлось действующим и в установленном законом порядке не оспаривалось. Нарушение этого условия в силу пункта 9.6 лицензионных условий является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Ссылка Общества на необходимость применения положений статьи 2.3 Закона о недрах является несостоятельной.
Часть 2 статьи 2.3 Закона о недрах (введена в действие Федеральным законом от 30.11.2011 в„– 364-ФЗ) предусматривает, что участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, подлежат обязательному включению в перечни участков местного значения, которые до их утверждения подлежат согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
Спорный участок предоставлен Обществу до введения этой нормы в действие, в соответствии с установленным порядком и в рамках предоставленной Администрации компетенции.
Закон о недрах (статья 20) предусматривает досрочное прекращение права пользования недрами органами, предоставившими лицензию на пользование недрами. При этом закон не связывает возможность прекращения права пользования недрами исключительно с наличием участка недр в перечне и необходимостью согласования с федеральным органом управления государственным фондом недр действий по прекращению этого права по лицензиям, выданным в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции.
В связи с этим довод Общества о том, что данные судебные акты затрагивают права Роснедра, подлежит отклонению.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления недействительным и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судом первой инстанции и апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А11-5761/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------