Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.01.2016 N Ф01-5911/2015 по делу N А28-8596/2014
Требование: 1) О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неподписании актов приема-передачи объектов недвижимого имущества; 2) Об обязании администрации подписать акты и принять объекты в муниципальную собственность.
Обстоятельства: Администрация отказалась подписать акты приема-передачи, указав, что спорные объекты фактически отсутствуют и подлежат списанию. По мнению учреждения внутренних дел, бездействие администрации было незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как на момент издания приказа о передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную издавшему его органу внутренних дел было известно о фактическом отсутствии объектов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кировской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу в„– А28-8596/2014

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Башковой О.В. (доверенность от 08.06.2015),
от заинтересованного лица: Якимовой Т.А. (постановление от 14.10.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское
территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.07.2015,
принятое судьей Агалаковой Н.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу в„– А28-8596/2014
по заявлению федерального государственного казенного учреждения
"Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 6671257260, ОГРН: 1086671005838)
к администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской
области (ИНН: 4329010105, ОГРН: 1054315520137)
о признании незаконным бездействия,
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, администрация Слободского района Кировской области,
и

установил:

федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (далее - Администрация; орган местного самоуправления), выразившегося в неподписании актов приема-передачи недвижимого имущества, и обязании ответчика подписать акты приема-передачи, принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - Управление Росреестра) и администрация Слободского района Кировской области.
Суд первой инстанции решением от 29.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2015, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 8, 128, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 423-ФЗ), Федеральный закон от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), заявитель считает, что у Администрации возникает обязанность по принятию в муниципальную собственность объектов недвижимости, находящихся в любом состоянии, при условии, что данные объекты являются объектами гражданских прав. Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 80 ни судом, ни уполномоченным органом не был отменен, в связи с чем он является основанием для возникновения права собственности органа местного самоуправления на спорные объекты недвижимости и обязательным для исполнения. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Управление Росреестра представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Администрация Слободского района Кировской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражными судами Уральского округа и Кировской области.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 80 начальнику ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России поручено обеспечить передачу из федеральной собственности в собственность муниципального образования Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области объектов недвижимого имущества военного городка в„– 3, поименованных в приложении к приказу, а именно:
- земельный участок с кадастровым номером 43:30:350202:0013, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, в/г 3;
- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Е, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, в/г 3, дом в„– 9;
- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Б, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, в/г 3, дом в„– 7;
- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/В, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, в/г 3, дом в„– 11;
- жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Д, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, в/г 3, дом в„– 8;
- жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Г, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, в/г 3, дом в„– 10.
В целях передачи названных объектов недвижимого имущества необходимо было направить передаточный акт в Администрацию и сообщить сведения о передаче объектов недвижимого имущества в Управление Росреестра.
Право собственности Российской Федерации на поименованные выше объекты военного городка в„– 3 зарегистрировано 20.05.2010.
Учреждение 09.04.2013 направило в адрес Администрации копию приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 80 и четыре экземпляра акта приема-передачи объектов военного городка в„– 3.
Письмом от 23.04.2013 в„– 154 орган местного самоуправления сообщил об отказе в подписании актов приема-передачи, поскольку указанные объекты отсутствовали и подлежали списанию, о чем Администрация ранее уведомляла ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России письмом от 11.03.2012.
Учреждение 10.09.2013 обратилось в Управление Росреестра с требованием о проведении государственной регистрации перехода права на объекты военного городка в„– 3 на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 80 к муниципальному образованию Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области.
Управление Росреестра со ссылкой на положения части 1 статьи 16 Закона о госрегистрации 27.09.2013 сообщило об отсутствии возможности для осуществления государственной регистрации перехода права без заявления о регистрации права от муниципального образования Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области.
Комиссия Администрации 13.11.2013 составила акт осмотра объектов военного городка в„– 3, в котором зафиксировала отсутствие жилых домов на земельном участке, перечисленных в приложении к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 80. Названный акт направлен в адрес Учреждения письмом от 12.03.2014, в котором Администрация выразила готовность принять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 43:30:350202:0013, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России не согласилось с бездействием Администрации в части непринятия объектов военного городка в„– 3 в муниципальную собственность, в связи с чем оно обратилось в Арбитражный суд Кировской области, требуя признания такого бездействия незаконным, а также обязания Администрации принять спорные объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность и подписать акты приема-передачи.
Определением суда от 22.05.2015 по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
В арбитражный суд 15.06.2015 представлено заключение эксперта, согласно которому жилые дома в„– 7, 8, 9, 10, 11 по адресу: Кировская область, Слободской район, село Ильинское, военный городок в„– 3, отсутствовали.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом в„– 423-ФЗ, Законом о госрегистрации, Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ), суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые действия (бездействие) Администрации соответствовали действующему законодательству и не нарушали права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона в„– 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 данного Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" следует, что таким органом является Министерство обороны.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 11 статьи 3 Федерального закона в„– 423-ФЗ).
В части 3 статьи 1 Федерального закона в„– 221-ФЗ определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
В статье 7 Федерального закона в„– 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Суды установили, что сведения об уникальной характеристике объектов недвижимости - площадях жилых домов в„– 7, 8, 9, 10, 11 в составе сведений I раздела ЕГРП, составляющих данные государственного кадастрового учета, отсутствовали.
Распоряжением Правительства Кировской области от 25.05.2011 в„– 58-пр создана рабочая группа по подготовке и согласованию перечня объектов военного имущества, подлежащих передаче в собственность Кировской области или муниципальную собственность.
Из протокола совещания рабочей группы от 17.08.2012 следует, что вопрос о фактическом отсутствии жилых домов в„– 7, 8, 9, 10, 11 обсуждался комиссией, представитель Территориального управления в составе рабочей группы сообщил о подготовке департаментом имущественных отношений Министерства обороны документов на списание жилых домов в„– 7, 8, 9, 10, 11.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что о фактическом отсутствии объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 43:30:350202:0013:9376/17/Е, 43:30:350202:0013:9376/17/Б, 43:30:350202:0013:9376/17/В, 43:30:350202:0013:9376/17/Д, 43:30:350202:0013:9376/17/Г ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России стало известно не позднее 17.08.2012, то есть до момента издания приказа в„– 80 о передаче объектов военного городка в„– 3 в муниципальную собственность.
Согласно заключению эксперта Кропачева Н.С. жилые дома в„– 7, 8, 9, 10, 11 фактически отсутствуют.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного Учреждение в материалы дела не представило.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства (в том числе заключение эксперта) в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на момент издания приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 80 жилые дома в„– 7, 8, 9, 10, 11, как объекты недвижимого имущества, уникальные характеристики которых определяются в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона в„– 221-ФЗ, отсутствовали; о фактическом отсутствии объектов капитального строительства заявителю стало известно не позднее 17.08.2012, то есть до момента издания названного приказа о передаче объектов военного городка в„– 3 в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в рассмотренном случае правовые последствия издания приказа от 05.03.2013 в„– 80 в виде наступления публичной обязанности Администрации принять в муниципальную собственность объекты военного городка в„– 3 по основаниям статьи 3 Закона в„– 423-ФЗ не наступили, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, основанными на неверном толковании действующего законодательства, кроме того, эти доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 29.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по делу в„– А28-8596/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА


------------------------------------------------------------------