Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2016 N Ф01-4170/2016 по делу N А38-6885/2015
Требование: О признании недействительным представления органа Росфиннадзора.
Обстоятельства: Администрация городского округа неправомерно предоставила обществу за счет средств бюджета субсидии, выделяемые на поддержку начинающим деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку созданное и контролируемое предпринимателем общество является организационной формой продолжения деятельности этого предпринимателя, в связи с чем общество нельзя отнести к начинающим деятельность субъектам предпринимательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Марий Эл



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А38-6885/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского
округа "Город Йошкар-Ола"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016,
принятое судьей Вопиловским Ю.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А38-6885/2015
по заявлению администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
о признании недействительным представления от 06.08.2015 в„– 31 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
(ИНН: 1215096015, ОГРН: 1041200419370)
и

установил:

администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Управление) от 06.08.2015 в„– 31.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 1 статьи 23, пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статью 7 Федерального закона от 08.02.1998 в„– 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 2.2 Положения о проведении конкурсного отбора исполнителей мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2014 - 2018 годы, утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола от 31.12.2013 в„– 3335. По его мнению, обществу с ограниченной ответственностью "Ювента" (далее - ООО "Ювента") правомерно предоставлена субсидия на развитие бизнеса, поскольку данное юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства и создано 30.09.2014, то есть менее года до дня подачи заявки на получение субсидии.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело плановую проверку использования Администрацией в 2014 году средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", по результатам которой составило акт от 17.07.2015.
В ходе проверки установлено неправомерное выделение Администрацией за счет средств федерального бюджета субсидии ООО "Ювента" в сумме 116 387 рублей на поддержку начинающего деятельность субъекта малого и среднего предпринимательства.
По мнению проверяющих, ООО "Ювента" не подпадает под категорию начинающих (действующих менее 1 года) субъектов малого и среднего предпринимательства, для которых предусмотрена финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета.
По результатам проверки Управление выдало Администрации представление от 06.08.2015 в„– 31, в котором потребовало в течение 20 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть изложенную в нем информацию о нарушении бюджетного законодательства и принять меры по устранению причин и условий его совершения.
Не согласившись с указанным представлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 17 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 в„– 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", приказом Минэкономразвития России от 01.07.2014 в„– 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Марий Эл 21.10.2014 в„– 548 "О предоставлении межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл", Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
В пункте 1 статьи 17 Закона в„– 209-ФЗ установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 в„– 178 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Правила в„– 178).
Согласно пункту 5 Правил в„– 178 государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим критериям, установленным Федеральными законами "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Закона в„– 209-ФЗ.
Определение порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, относится к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации (подпункт "а" пункта 6 Правил в„– 178).
В силу пункта 4.6.1 приложения (Конкурсная документация), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.07.2014 в„– 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", гранты начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение оборудования, в том числе при заключении договора коммерческой концессии, предоставляются субъектом Российской Федерации при условии принятия обязательства о предоставлении таких грантов в соответствии с нижеприведенными условиями, в том числе, о том, что гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 (одного) года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21.10.2014 в„– 548 "О предоставлении межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл" предусмотрено предоставление межбюджетных субсидий за счет средств федерального бюджета в 2014 году исполнителям мероприятия "Софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, принятых на уровне городских округов и муниципальных районов" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", в том числе, городскому округу "Город Йошкар-Ола" в сумме 3 800 508 рублей.
Постановлением Администрации от 31.12.2013 в„– 3335 утверждена муниципальная программа городского округа "Город Йошкар-Ола" "Экономическое развитие на 2014 - 2018 годы", которой предусмотрено предоставление в период 2014 - 2018 годов субсидий на грантовую поддержку начинающим деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 2.2 Положения о проведении конкурсного отбора исполнителей мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2014 - 2018 годы, утвержденного постановлением Администрации от 31.12.2013 в„– 3335 (в редакции постановления от 17.04.2014 в„– 958), к участию в конкурсном отборе, проводимом по мероприятиям, указанным в пункте 5.1 таблицы в„– 6 приложения в„– 3 к Программе, допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" и представившие документы, подтверждающие соответствие условиям, установленным статьей 4 Закона в„– 209-ФЗ, и осуществляющие свою деятельность не более одного года.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.02.2016 ООО "Ювента" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.09.2014; основной вид деятельности - полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 22.22). Единственным учредителем и директором данной организации является Кубашев Д.Ю.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 02.02.2016 Кубашев Д.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2011, основной вид его деятельности - полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области (ОКВЭД 22.2).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что ООО "Ювента", созданное и контролируемое Кубашевым Д.Ю., является организационной формой продолжения предпринимательской деятельности в сфере полиграфических услуг, которой индивидуальный предприниматель Кубашев Д.Ю. занимается с 28.04.2011, в связи с чем данную организацию нельзя отнести к начинающим субъектам предпринимательства, которым законодательством предусмотрено предоставление государственной поддержки в виде финансовой помощи.
Установленные судами фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.03.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 по делу в„– А38-6885/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------