Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2016 N Ф01-4312/2016 по делу N А79-10350/2015
Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков, понесенных в результате исполнения отдельных государственных полномочий.
Обстоятельства: Администрация города понесла убытки в результате предоставления инвалиду вне очереди благоустроенной квартиры.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а факт такого финансирования не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А79-10350/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Павловой А.Н. (доверенность от 29.12.2015 в„– 29/01-5499)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства финансов Российской Федерации
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016,
принятое судьями Фединской Е.Н., Вечкановым А.И., Долговой Ж.А.,
по делу в„– А79-10350/2015 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,
Министерство финансов Чувашской Республики,
Чувашская Республика - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики,
и

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице Администрации убытков в сумме 963 105 рублей, понесенных в результате предоставления Семеновой А.А. благоустроенной квартиры в„– 137 общей площадью 33,4 квадратного метра в доме 1 по улице П.В. Дементьева города Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики и Чувашская Республика - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.03.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 решение суда отменено, иск Администрации удовлетворен.
Министерство финансов не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, от 12.04.2011 в„– 551-О-О, и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения искового требования, поскольку Администрация не доказала противоправность действий Российской Федерации, наличие причинной связи между этими действиями и возникновением убытков, а также размер убытков. В соответствии с решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, Семенова А.А. имеет статус "малоимущей", поэтому обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть возложена на Администрацию. Министерство финансов полагает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о недостаточности выделенных из федерального бюджета денежных средств в виде субвенций на обеспечение инвалидов жилыми помещениями. Отнесение судами спорных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований для возникновения расходных обязательств Российской Федерации. Ответчик указывает, что Российская Федерация обязанность по перечислению субвенций в отношении Чувашской Республики - Чувашии на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан исполнила в полном объеме, претензии по поводу непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики - Чувашии не поступали.
Подробно доводы Министерства финансов приведены в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица не представили отзывы на кассационную жалобу.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.10.2016.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16.07.2013 по делу в„– 2-2813/2013 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Семеновой А.А. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по установленным нормам.
Во исполнение решения суда постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 21.04.2015 в„– 576 Семеновой А.А. по договору социального найма от 22.04.2015 предоставлено из муниципального жилищного фонда жилое помещение общей площадью 33,4 квадратного метра, расположенное по адресу: город Чебоксары, улица П.В. Дементьева, дом 1.
Администрация, посчитав, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебного акта, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 в„– 258-О, от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Министерства финансов искомой суммы убытков и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Суд пришел к выводам о том, что возмещение спорных расходов является расходным обязательством Российской Федерации; Министерство финансов не представило доказательств направления Чувашской Республике - Чувашии или городу Чебоксары из федерального бюджета средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением Семеновой А.А. жилого помещения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В статье 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона (часть 2 статьи 17 Федерального закона в„– 181-ФЗ).
На основании статьи 28.2 Федерального закона в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
В части 5 статьи 19 Федерального закона в„– 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляемых за счет средств из федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе заявление от 27.01.2003, извещение о постановке на учет от 27.01.2003, справку от 21.01.2003, справку от 10.06.2002 в„– 590, постановление о постановке на учет для улучшения жилищных условий от 02.03.2003 в„– 135, апелляционный суд установил, что квартира стоимостью 963 105 рублей предоставлена Администрацией по договору социального найма Семеновой А.А., состоящей с 2003 года на учете для улучшения жилищных условий, как инвалид и лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания.
Министерство финансов вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств выделения Чувашской Республике - Чувашии из федерального бюджета средств для компенсации расходов, понесенных в связи с предоставлением Семеновой А.А. жилого помещения.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск Администрации о взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов убытков в сумме 963 105 рублей.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу в„– А79-10350/2015 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------