Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.10.2016 N Ф01-4223/2016 по делу N А79-12429/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа и об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" действия общества по реализации дизельного топлива, не соответствующего требованиям ГОСТ, и привлек его к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку вступившим в законную силу решением суда в привлечении общества к административной ответственности отказано и поскольку тот факт, что действия общества привели к недобросовестной конкуренции, не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. по делу в„– А79-12429/2015

07 октября 2016 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волганефтепродукт": Неклюдовой Н.В. (доверенность от 01.09.2016 в„– 243)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.06.2016,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
по делу в„– А79-12429/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Топливная компания "ТранзитСити" (ИНН: 1654035998, ОГРН: 1021602830590)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными решения и постановления,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волганефтепродукт",
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-региональные продажи", общество с ограниченной ответственностью "Связь Петролиум",
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Топливная компания "ТранзитСити" (далее - ООО "ТК "ТранзитСити", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) и предписания от 01.10.2015 в„– 53/04-АМЗ-2014.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 21.01.2016 по делу в„– А79-81/2016 принял к производству заявление ООО "ТК "ТранзитСити" о признании незаконным и отмене постановления Управления от 23.12.2015 в„– 104/04-А-2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 02.02.2016 суд первой инстанции объединил дела в„– А79-12429/2015 и А79-81/2016 в одно производство и присвоил делу номер А79-12429/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волганефтепродукт" (далее - ООО "Лукойл-Волганефтепродукт"), общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-региональные продажи" (далее - ООО "Газпромнефть-региональные продажи"), общество с ограниченной ответственностью "Связь Петролиум" (далее - ООО "Связь Петролиум").
Суд решением от 01.06.2016 удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.08.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильно применили нормы материального права.
По мнению Управления, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт недобросовестной конкуренции в виде получения ООО "ТК "ТранзитСити" преимущества перед другими хозяйствующими субъектами - участниками рынка реализации нефтепродуктов, что является нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон в„– 135) и части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали доводы Управления и просили отменить обжалованные судебные акты.
ООО "ТК "ТранзитСити" в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
ООО "Газпромнефть-региональные продажи" и ООО "Связь Петролиум" отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" 22.08.2014 обратилось в Управление с жалобой на недобросовестную конкуренцию со стороны ООО "ТК "ТранзитСити", что выразилось в продаже моторного топлива, не соответствующего требованиям государственных стандартов.
На основании приказа руководителя от 17.12.2014 в„– 330 Управление возбудило дело в„– 53/04-АМЗ-2014 по признакам нарушения антимонопольного законодательства и провело проверку в отношении ООО "ТК "ТранзитСити".
По результатам проверки Управление вынесло решение от 01.10.2015 по делу в„– 53/04-АМЗ-2014, которым признало действия ООО "ТК "ТранзитСити" нарушающими часть 1 статьи 14 Федерального закона в„– 135-ФЗ; в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона в„– 135-ФЗ прекратило производство по делу в„– 53/04-АМЗ-2014, открытому в отношении Общества.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 10.12.2015 в„– 104/04-А-2015.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 23.12.2015 по делу в„– 104/04-А-2015 о привлечении ООО "ТК "ТранзитСити" к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В подтверждение своей позиции о наличии в действиях ООО "ТК "ТранзитСити" недобросовестной конкуренции Управление ссылалось на факт реализации 07.08.2014 на АЗС "Сибнефть", принадлежащей ООО "ТК "ТранзитСити", расположенной по адресу: Моргаушский район, 611-й километр автодороги М-7 "Волга" (Москва - Уфа), дизельного топлива класса 2 по цене 26 рублей литр (кассовый чек от 07.08.2014 в„– 0069, постановление мирового судьи судебного участка в„– 2 Моргаушского района Чувашской Республики от 18.09.2014 по делу в„– 5-710/2014, решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2014 по делу в„– А79-6711/2014, информация ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" об объемах мелкооптовой поставки нефтепродуктов в адрес ООО "ТК "ТранзитСити" за период с 01.01.2013 по 30.09.2014, письмо от 06.02.2015 в„– ЭМ-21-04/884-ДР Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии о средних потребительских ценах на дизельное топливо по Чувашской Республике на 2014 год).
Также Управление указывало на факт реализации на АЗС "Сибнефть" в ноябре 2014 года гражданину Гончарову К.А. дизельного топлива ненадлежащего качества, в связи с чем он обращался с жалобой в Отдел по Чувашской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
По факту реализации 07.08.2014 дизельного топлива класса 2 постановлением мирового судьи судебного участка в„– 2 Моргаушского района Чувашской Республики от 18.09.2014 по делу в„– 5-710/2014 управляющий АЗС "Сибнефть", принадлежащей Обществу, Майоров М.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
Согласно информации ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" об объемах мелкооптовой поставки нефтепродуктов в адрес ООО "ТК "ТранзитСити" (за период с 01.01.2013 по 30.09.2014) 17.01.2013 произведена поставка топлива: бензин "Регулятор-92", экономический класс 2 (АИ-92-2); топливо дизельное ДТЛ-0,05-62, экономический класс 2 (ДТ-2); топливо дизельное ДТЛ-0,05-35, экономический класс 2 (ДТ-2); 22.01.2013 произведена поставка топлива: бензина "Регулятор-92", экономический класс 2 (АИ-92-2); топлива дизельного ДТЛ-0,05-35, экономический класс 2 (ДТ-2).
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии на запрос Управления указал средние потребительские цены на дизельное топливо по Чувашской Республике на 2014 год (рублей за литр): январь - 32,64; февраль - 32,66; март - 32,63; апрель - 32,39; май - 32,01; июнь - 32,05; июль - 32,27; август - 32,56; сентябрь - 32,56; октябрь - 32,79; ноябрь - 33,32; декабрь - 33,51.
Согласно паспорту продукции от 29.04.2014 в„– 79 дизельного топлива марки Л-0,2-62 вида I, реализуемого на АЗС "Сибнефть", расположенной по адресу: Моргаушский район, 611-й километр автодороги М-7 "Волга" (Москва - Уфа), дизельное топливо указанной марки соответствует ГОСТ 305-82 "Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия", утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1982 в„– 1386 (далее - ГОСТ 305-82).
ООО "ТК "ТранзитСити" не согласилось с решением от 01.10.2015 и постановлением от 23.12.2015 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 14.33, частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, статьями 1, 3, частью 9 статьи 4, частью 1 статьи 14, статьей 22 Федерального закона в„– 135-ФЗ, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензина, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 826, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что решение Управления принято уполномоченным органом, но не соответствует Федеральному закону в„– 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы ООО "ТК "ТранзитСити" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под недобросовестной конкуренцией имеются в виду любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (часть 9 статьи 4 Федерального закона в„– 135-ФЗ).
В пункте 2 части 1 статьи 14 Федерального закона в„– 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) запрещена недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В силу части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (вступил в силу 31.12.2012; далее - Технический регламент), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 826, установлены обязательные требования к дизельному топливу.
Согласно пункту 3.3 решения Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 826 "до 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданным или принятых до дня вступления в силу Технического регламента".
Следовательно, до 30.06.2014 допускалось производство и выпуск в обращение дизельного топлива в соответствии с обязательными требованиями Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 в„– 118, при наличии документов об оценке соответствия указанным обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 7 Технического регламента выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается.
Как видно из материалов дела, одним из видов экономической деятельности ООО "ТК "ТранзитСити" и ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" является розничная и оптовая торговля моторным топливом; данные компании являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке - рынке розничной торговли моторным топливом, в том числе на территории Моргаушского района Чувашской Республики.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2014 по делу в„– А79-6711/2014 в удовлетворении заявления Отдела (инспекция) в Чувашской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении ООО "ТК "ТранзитСити" к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, отказано в связи с установлением факта существенного нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Кроме того, 24.11.2014 гражданин Гончаров К.А. обращался в Отдел по Чувашской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с жалобой на ненадлежащее качество дизельного топлива, приобретенного на АЗС "Сибнефть".
По данному факту Отдел по Чувашской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии проводил проверку, что подтверждено актом от 09.12.2014 в„– 11сж и протоколом испытаний от 08.12.2014 в„– 512045.
Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по Моргаушскому району Чувашской Республики осуществил проверочные мероприятия по заявлению генерального директора ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" Бородина И.В. о реализации на АЗС "Сибнефть" дизельного топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента, в рамках которых было изъято два литра топлива на АЗС "Сибнефть", расположенной на 611-м километре автодороги М-7 "Волга" (Москва - Уфа).
Согласно заключению эксперта федерального бюджетного учреждения Чувашская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 19.09.2014 в„– 2676/04-7 определить представленное дизельное топливо на соответствие ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) "Национальный стандарт Российской Федерации. Топливо дизельное евро. Технические условия", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 30.08.2005 в„– 217-ст (далее - ГОСТ Р 52368-2005), не представляется возможным в связи с отсутствием в лаборатории необходимой материально-технической базы; плотность при 15 °С у исследуемых образцов дизельного топлива соответствует указанному ГОСТ Р 52368-2005. Посторонние нефтепродукты типа (вида) бензинов, керосинов и т.п., механические примеси и вода в представленных образцах дизельного топлива отсутствуют, что соответствует ГОСТ Р 52368-2005. Массовая доля (количество) серы в представленных образцах дизельного топлива составила: в ДТ светло-желтого цвета (жидкость 1) - 107 +/- 2 мг/кг, в (бесцветном ДТ (жидкость 2) - 10 +/- 1 мг/кг.
В соответствии с пунктом 1.1 договора хранения от 28.08.2013 ООО "ТК "ТранзитСити" (заказчик) передает на хранение нефтепродукты и оплачивает услуги ООО "Связь Петролеум" (исполнитель), а исполнитель в течение всего срока действия договора принимает нефтепродукты заказчика на ответственное хранение, что включает в себя: прием и доставку вагонов с нефтепродуктами железнодорожным путем от железнодорожной станции до фронта слива на железнодорожной эстакаде исполнителя; охрана вагонов с нефтепродуктами собственными силами до прибытия представителя заказчика; предоставляет услуги по сливу и перекачке нефтепродуктов заказчика из железнодорожных цистерн в резервуар склада; отпуск нефтепродуктов; ведет учет поступающих и отгруженных нефтепродуктов.
В силу пункта 2.1.7 договора от 28.08.2013 исполнитель обязан производить налив в автоцистерны представителю заказчика по доверенности заказчика или по распоряжению заказчика об отпуске нефтепродуктов третьим лицам, при предоставлении доверенности на указанный объем и имеющих договор хранения нефтепродуктов с хранителем, оформлять отгрузочные документы, выдавать паспорта качества для дальнейшей отгрузки автомобильным транспортом.
Кроме того, в материалы дела представлен паспорт продукции от 29.04.2014 в„– 79 на дизельное топливо марки Л-0,2-62 вида I, ГОСТ 305-82, при заправке 07.08.2014 на АЗС "Сибнефть", расположенной по адресу: Моргаушский район, 611-й километр автодороги М-7 "Волга" (Москва - Уфа).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что действия Общества были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что привело к недобросовестной конкуренции по отношению к иным хозяйствующим субъектам, а также способствовали увеличению для себя количества клиентов, причинили или могли причинить убытки другим организациям, оказывающим аналогичные услуги.
Управление не исследовало и не установило все необходимые признаки недобросовестной конкуренции; единично доказанный факт нарушения законодательства в области отношений, связанных с соблюдением требований технических регламентов, сам по себе не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия решения от 01.10.2015 по делу в„– 53/04-АМЗ-2014.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, поводом для возбуждения в отношении ООО "ТК "ТранзитСити" дела об административном правонарушении послужило принятие Управлением решения от 01.10.2015 по делу в„– 53/04-АМЗ-2014, которое суды признали незаконным.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о признании недействительными решения от 01.10.2015 по делу в„– 53/04-АМЗ-2014 и постановления от 23.12.2015 в„– 104/04-А-2015, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по делу в„– А79-12429/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------