Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.10.2016 N Ф01-3957/2016 по делу N А43-22598/2015
Требование: О взыскании средств обязательного медицинского страхования , использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства: Территориальный фонд ОМС заявил, что медицинское учреждение неправомерно отнесло к затратам, которые подлежат компенсации за счет Территориальной программы ОМС, расходы на коммунальные платежи, аренду и ремонт помещений, не указанных в лицензии учреждения.
Решение: В удовлетворении части требования отказано, поскольку расходы в этой части соответствуют критериям затрат, установленным тарифным соглашением в сфере ОМС, и являются целевыми.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. по делу в„– А43-22598/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Аничевой Е.А. (доверенность от 31.12.2015 в„– 162),
Зотовой Ю.И. (доверенность от 31.12.2015 в„– 165),
от заинтересованного лица: Ивановой Е.Ю. (доверенность от 07.04.2015 в„– 7)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2016,
принятое судьей Назаровой Е.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
по делу в„– А43-22598/2015
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь"
(ИНН: 5262144168, ОГРН: 1055248160692)
денежных средств, использованных не по целевому назначению,
и

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь" (далее - Общество, ООО "Скорая помощь") средств обязательного медицинского страхования в размере 5 932 850 рублей 09 копеек, использованных не по целевому назначению.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2016 заявленное требование удовлетворено частично: с Общества в пользу Фонда взыскано 1 227 509 рублей 73 копейки средств обязательного медицинского страхования в связи с их нецелевым расходованием, а также 122 750 рублей 90 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили нормы материального права, неполно выяснили обстоятельства дела и сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Общество допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования на коммунальные платежи, аренду и ремонт помещений, не указанных в лицензии, выданной Обществу на осуществление медицинской деятельности (Нижний Новгород, улица Ильинская, дом 56, и улица Весенняя, дом 1). Заявитель полагает, что представленная в материалы дела аналитическая справка по статьям расходов за 2014 год содержит недостоверные сведения, вследствие чего не может являться допустимым доказательством; книга учета доходов и расходов оформлена Обществом ненадлежащим образом; оригинал книги учета доходов и расходов за 2014 год Общество не представило.
Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Скорая помощь" в 2014 году входило в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2013 в„– 985.
Фонд провел комплексную проверку использования Обществом средств обязательного медицинского страхования и установил, в частности, в 2014 году нецелевое расходование средств на коммунальные платежи, аренду и ремонт помещений, не указанных в лицензии, выданной Обществу на осуществление медицинской деятельности (Нижний Новгород, улица Ильинская, дом 56, и улица Весенняя, дом 1).
Результаты проверки отражены в акте от 31.03.2015 в„– 24, в котором Обществу предложено до 22.06.2015 восстановить сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению, на лицевой счет Фонда и уплатить штраф.
Общество в добровольном порядке требование Фонда не выполнило, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 7, 20, 30, 35, 36, 39 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 19, 32 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное требование. В обжалуемой части суд не установил нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В статье 9 Закона в„– 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона в„– 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с главой 7 Закона в„– 326-ФЗ программы обязательного медицинского страхования подразделяются на территориальную программу обязательного медицинского страхования и базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона в„– 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу части 2 статьи 30 Закона в„– 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ.
В рассматриваемом периоде правоотношения Фонда, страховых медицинских организаций, а также медицинских организаций, возникающие при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2013 в„– 985, регулировались Тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования на 2014 год (далее - Тарифное соглашение).
В соответствии с пунктом 7.1.15 Тарифного соглашения и приложением в„– 15 установлены тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию для медицинских организаций при оказании медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе и ООО "Скорая помощь".
Затраты, включаемые в тарифы на медицинскую помощь (медицинские услуги) и возмещаемые за счет средств обязательного медицинского страхования, делятся на тариф по базовой программе обязательного медицинского страхования и тариф на прочие статьи расходов в условиях одноканального финансирования.
В состав базового тарифа включены расходы по зарплате, приобретению медикаментов и проведению исследований, закупке продуктов и организации питания при отсутствии своего пищеблока, приобретению мягкого инвентаря.
В состав тарифа на текущее содержание медицинских организаций включены в числе прочих расходы по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом (за исключением капитального ремонта) нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде, в целях обеспечения собственных нужд для выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в 2014 году Общество оказывало медицинскую помощь (прием вызовов, наличие врачебных и фельдшерских бригад, реанимационных бригад, комнаты отдыха для бригад, хранение и выдача лекарственных препаратов) по адресам: Нижний Новгород, улица Ильинская, дом 56, и улица Весенняя, дом 1, и производило расходы на аренду и ремонт помещений, расположенных по данным адресам, а также коммунальные платежи.
Названные расходы соответствуют критериям затрат, установленным Тарифным соглашением, целью данных расходов является оказание медицинской помощи.
Проанализировав аналитическую сводку в совокупности с иными доказательствами по делу, с учетом принципа пропорционального распределения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и коммерческой деятельности, суды правомерно признали, что нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования по аренде и ремонту помещений, коммунальным платежам, допущено в сумме 692 930 рублей 48 копеек. В остальной части расходы обоснованно отнесены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Утверждение заявителя жалобы о недостоверности сведений, содержащихся в представленной Обществом аналитической сводке по статьям расходов на 2014 год, носит предположительный характер. Обоснованный контррасчет Фонд в материалы дела не представил.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении требования в обжалуемой части.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по делу в„– А43-22598/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------