Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.08.2016 N Ф01-3117/2016 по делу N А31-9713/2015
Требование: О признании недействительным решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства и об обязании зарегистрировать за обществом названное сооружение как объект права собственности.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что общество не представило документ, подтверждающий ввод сооружения в эксплуатацию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что общество представило на государственную регистрацию права собственности полный пакет документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Костромской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу в„– А31-9713/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2016.
Полный текст судебного акта изготовлен 30.08.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016,
принятое судьями Буториной Г.Г., Минаевой Е.В., Кононовым П.И.,
по делу в„– А31-9713/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ"
(ИНН: 4401114299, ОГРН: 1114401001241)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Костромской области
(ИНН: 4401050246, ОГРН: 1044408640561)
о признании недействительным ненормативного правового акта
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ" (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление) об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства (тепловую сеть многоквартирного жилого дома) протяженностью 30 погонных метров, кадастровый номер 44:27:040735:734, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Северной Правды, на северо-восток у дома в„– 35, формализованного в сообщении от 18.06.2015 в„– 01/005/2015-4010, и об обязании ответчика зарегистрировать за Обществом названное сооружение как объект права собственности.
Требования основаны на статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано незаконностью оспариваемого отказа регистрирующего органа в связи с предоставлением для регистрации всех необходимых документов.
Арбитражный суд Костромской области решением от 27.01.2016 признал оспариваемое решение недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 20.04.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения и дополнил второй абзац резолютивной части решения Арбитражного суда Костромской области от 27.01.2016 по делу в„– А31-9713/2015 предложением следующего содержания: "Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН: 4401050246, ОГРН: 1044408640561) в срок до 20.05.2016 повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ" от 30.04.2015 о государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства (тепловая сеть многоквартирного жилого дома) протяженностью 30 м, кадастровый номер 44:27:040735:734, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Северной Правды, на северо-восток у дома в„– 35".
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 16 - 18, 20, 25 и 25.3 Федерального закона Российской Федерации от в„– 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122), статьями 1 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии необходимости представления с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию: предоставлении Обществом в регистрирующий орган полного комплекта необходимых документов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации незаконно дополнил резолютивную часть решения суда первой инстанции, обязав Управление повторно рассмотреть заявление Общества от 30.04.2015 о государственной регистрации права собственности на спорное имущество.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, 30.04.2015 представитель Общества по доверенности обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации за Обществом права собственности на сооружение (тепловая сеть многоквартирного жилого дома) протяженностью 29,5 погонного метра с кадастровым номером 44:27:040735:734, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Северной Правды, на северо-восток у дома в„– 35.
В составе документов заявителем были представлены: платежное поручение от 30.04.2015 в„– 317; разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 13.05.2014; разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 17.07.2014; акт разграничения балансовой принадлежности и тепловых сетей эксплуатационной ответственности сторон от 03.09.2014; разрешение на строительство "Жилой комплекс. Жилой дом в„– 1 по ГП" от 21.08.2014; выписка из протокола от 03.06.2014 в„– 3; кадастровый паспорт от 10.04.2015 в„– 4400/201/15-43339; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию "Жилой комплекс. Жилой дом в„– 1 по ГП" от 16.02.2015; доверенность от 25.04.2013 в„– 44АА0234904; постановление Костромской областной Думы от 23.12.2014 в„– 2441 "О Законе Костромской области "Об установлении случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство на территории Костромской области".
Регистрирующий орган 18.05.2015 приостановил государственную регистрацию права собственности Общества на указанный объект в соответствии с пунктом 2.1 статьи 19 Закона в„– 122, а 18.06.2015 Управление приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 в„– 122 по причине непредставления документа, подтверждающего ввод сооружения в эксплуатацию, о чем Общество было уведомлено сообщением об отказе в государственной регистрации от 18.06.2015 в„– 01/005/2015-4010.
Посчитав решение Управления от 18.06.2015 незаконным, Общество обратился в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (статья 4 Закона в„– 122).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона в„– 122).
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона в„– 122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17 и 18 указанного Закона.
Для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона в„– 122).
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона в„– 122).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным в статьях 9 и 13 Закона в„– 122, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Из абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122 следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества или не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В данном случае оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства (тепловую сеть многоквартирного дома) обусловлен непредставлением заявителем документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию.
Оценивая правомерность принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по приведенному основанию, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Следовательно, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при представлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что положения пункта 1 статьи 25 Закона в„– 122 право собственности регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 25.3 Закона в„– 122 основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект.
К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Закона Костромской области от 23.12.2014 в„– 629-5-ЗКО "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Костромской области" получение разрешения на строительство на территории Костромской области не требуется в случае строительства и (или) реконструкции трубопроводов системы теплоснабжения (тепловых сетей) диаметром не более 325 миллиметров.
Суд установил, что диаметр спорного сооружения коммунального хозяйства (трубопровода тепловой сети) составляет 100 миллиметров, поэтому суд пришел к правильному выводу, что разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию такого объекта, возведение которого также предусмотрено в установленном порядке согласованной и утвержденной проектной документацией на строительство многоквартирного дома, не требовалось.
Из материалов дела усматривается, что Общество приложило к заявлению о государственной регистрации права собственности на спорный объект полный пакет документов, предусмотренный требованиями действующего законодательства.
В связи с указанным суд правомерно признал оспариваемый отказ недействительным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела установил, что в решении суд первой инстанции не разрешил вопрос об устранении нарушения прав и законных интересов заявителя, вызванного неправомерным отказом в государственной регистрации права собственности, поэтому обоснованно обязала Управление в срок до 20.05.2016 повторно рассмотреть заявление Общества от 30.04.2015 о государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства (тепловая сеть многоквартирного жилого дома) протяженностью 30 метров, кадастровый номер 44:27:040735:734, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Северной Правды, на северо-восток у дома в„– 35".
Довод заявителя об обратном суд кассационной инстанции отклонил, как основанный на неправильном понимании заявителем норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по делу в„– А31-9713/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ЧЕРНЫШОВ

Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
Е.Г.КИСЛИЦЫН


------------------------------------------------------------------